Росток добра

По данным Федерального реестра инвалидов на Июль 2022 г. количество детей-инвалидов в Краснодарском крае составило 30929 детей, что на 793 детей больше, по сравнению с данными за Январь 2022 года.

Число детей, имеющих особенности развития, выросло в России за 3 последних года на 6%, также увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на 9,4%. На 1 место вышли детские психические расстройства, поражения нервной системы, в том числе ДЦП. В Краснодарском крае зарегистрировано порядка 2000 детей и подростков с расстройствами аутистического спектра (РАС). До 50% детей имеют сопутствующие нарушения: задержка психического и психо-речевого развития, тревожность, умственная отсталость, расстройства моторики и координации. Около 80% детей с аутизмом имеют инвалидность.  На сегодняшний день, особое значение имеет проблема социальной адаптации детей и молодёжи с ОВЗ, с инвалидностью в обществе, которые чаще других сталкиваются с социальными барьерами, не позволяющими им полноценно жить в обществе, дружить, играть и учиться с сверстниками. В связи с этим, родители часто ограничивают себя и своих детей в общении, избегают новых знакомств, что негативно сказывается на их психоэмоциональном состоянии и психологическом здоровье. Социальная среда таких детей ограничена семейным кругом, поэтому детям очень часто трудно социально адаптироваться в обществе. Ребёнок не способен к коммуникации, самообслуживанию, требует постоянного ухода.

Как уже повелось, достаточно давно даже нормотипичных детей делят на талантливых и бесталанных, способных к овладению различных видов искусств и неспособных. Талантливым детям рады в Школах искусств, в разнообразных внешкольных образовательных учреждениях, а также в учреждениях культуры и искусства, а вот тем детям, у которых нарушена координация голоса и слуха, у которых нет ярко выраженных способностей к художеству или сценическому мастерству — достаточно редко удается приобщиться к обучению различным видам искусства. А о детях-инвалидах даже и говорить нечего. В то же время музыкальное развитие, с научно-медицинской точки зрения, оказывает поистине уникальное воздействие на организм детей с ОВЗ, музыка и вокал, как доказывает в своих научных трудах основатель музыкотерапевтической школы С.В. Шушарджан, оказывает самое сильное и благотворное влияние на организм особого ребёнка и, кроме того, при правильном психолого-педагогическом подходе помогает ему в социализации и интеграции в общество. Однако учреждения культуры не готовы работать с детьми инвалидами. Практика показывает, что одной из главных проблем в современном инклюзивном дополнительном образовании (музыкальном, вокальном, творческом) является отсутствие универсальной (в силу невозможности создания таковой в принципе) адаптивной образовательной программы, отвечающей индивидуальным особенностям каждого ребенка с ОВЗ, с инвалидностью. Специалисты, работающие в учреждениях культуры не обучены и не готовы профессионально и психологически работать с детьми – инвалидами, даже с явно одарёнными, не говоря уже об остальных детях. Для большинства семей, имеющих детей с ОВЗ, просто финансово недоступно оплачивать в полной мере весь необходимый комплекс развивающих методик длительное время, в лучшем случае только кратковременные курсы, которые не могут обеспечить в рамках возможностей ребенка полноценное и устойчивое развитие, в результате чего они остаются один на один со своим ребенком, в изоляции с данной проблемой, в лучшем случае пытаясь самостоятельно оказать ему помощь в развитии, социализации или адаптации. На Всероссийском региональном форуме (г.Сочи 2021 год) по взаимодействию учреждений культуры с социально значимыми учреждениями, занимающимися с детьми – инвалидами, программа курса абилитации и  инклюзивный ансамбль колокольчиков, которые легли в основу данного проекта, был признан одной из лучших практик в России (специалисты ЧОУ ОКЦ «РОСТОК» -ликвидирован во время пандемии — продолжают помогать детям инвалидам при содействии БФ «Весть для тебя»). Программа обучения в рамках проекта учитывает возраст, индивидуальные особенности и категории нарушений детей целевой группы и направлена на достижение личностных результатов – интеллектуальное, творческое развитие, адаптация детей с ОВЗ к условиям детско-взрослой общности, их удовлетворенность собственной деятельностью, их самореализация, повышение их творческой активности, проявление инициативы и любознательности, формирование ценностных ориентаций, формирование мотивов к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и педагогами, развитие у них навыков в изложении своих мыслей и взглядов, навыков конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях, развитие жизненных, социальных компетенций, развитие социального интереса (способности интересоваться другими людьми и принимать участие в их жизни, готовности к сотрудничеству и помощи даже при неблагоприятных и затруднительных обстоятельствах. Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятий, так же сугубо индивидуальны. Применяются словесные методы (беседы, призванные, в первую очередь, завоевать доверие особого ребенка к педагогу, настроить его на сотрудничество, увлечь его в процесс обучения, настроить на достижение посильных результатов, объяснение, анализ разучиваемых музыкальных произведений и занятий в целом), наглядные (показ видеоматериалов, предлагаемых приемов исполнения заданий и упражнений), практические, в том числе и игровые (вокальные упражнения, использование вспомогательных упражнений и общеразвивающих методик). Т.о. 6-ти месячный курс данного проекта сможет обеспечить усвоение и закрепление начальных базовых навыков и умений. А также программа «Счастлив несмотря на….» даст возможность родителям и всем желающим получить психологическую поддержку и получить базовые знания по преодолению стрессов, тревожности и выработать резистентность в сложных жизненных ситуациях.