Проделанная работа

В рамках благотворительной программы проводится работа на преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров 28 детей с ОВЗ, с инвалидностью, путём прохождения курса комплексной абилитации и социализации детей, введения их в культуру, интеллектуального развития, психических процессов, творческого потенциала и музыкально-певческих навыков, которые обеспечивают им наилучшую самореализацию в условиях современного общества, успешную социализацию и полноценное участие в настоящей жизни и доступных видах социальной деятельности. Вторым направлением в работе является оказание психологической помощи и поддержки родителям/членам семей, в которых воспитывается «особенный» ребёнок. Еженедельно проводятся онлайн Зум-конференции к которым может присоединиться любой желающий.

Курс абилитации формируется на основе проведенной диагностики и разработанной индивидуальной программы для достижения максимальных рез-тов у каждого ребенка. Очень редко кому из «особенных» детей удается получить доступ в мир искусства и творчества. Чаще всего родители остаются один на один с решением проблемы больного ребенка. Они испытывают мощный стресс, родственники и друзья отворачиваются от детей-инвалидов, часто отцы уходят из семьи… многие матери испытывают депрессию, тревожность, упадок сил и т.д. Совершенно недостаточно тех немногих программ, которые направлены на психологическую помощь и поддержку родителей и близких людей детей-инвалидов. Задачи, которые мы стараемся реализовать — дать возможность всем детям без исключения, не зависимо от диагноза и от способностей получить возможность развиваться интеллектуально, физически и творчески, радоваться возможности творить и постигать прекрасный мир искусства, а родители и близкие люди должны научиться быть счастливыми несмотря на все трудности и переживания. Каждый ребенок имеет право быть счастливым, для этого он должен расти и развиваться в спокойной обстановке, в среде счастливых взрослых.

Комплексность курса и эффективность каждого отдельного занятия, обеспечивает стойкий результат: у детей улучшается интеллектуальное развитие, творческий потенциал, музыкально-певческие навыки, речевые навыки, восприятие информации, память, концентрация внимания, психологическое состояние, снижается уровень агрессии, стресса, улучшаются бытовые навыки, навыки самообслуживания и гигиены, правильного поведения, повышается уровень социализации. Программа «Счастлив, несмотря на….» даёт возможность родителям получить психологическую поддержку и базовые знания по преодолению стрессов, тревожности и выработать резистентность в сложных жизненных ситуациях, что в значительной степени улучшит качество жизни семей.

Обоснование социальной значимости

Число детей, имеющих особенности развития, выросло в России за 3 последних года на 6%, также увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на 9,4%. На 1 место вышли детские психические расстройства, поражения нервной системы, в т.ч ДЦП. В Краснодарском крае зарегистрировано порядка 2000 детей и подростков с расстройствами аутистического спектра (РАС). До 50% детей имеют сопутствующие нарушения: задержка психического и психо-речевого развития, тревожность, умственная отсталость, расстройства моторики и координации. Около 80% детей с аутизмом имеют инвалидность. На сегодняшний день, особое значение имеет проблема социальной адаптации детей с ОВЗ, с инвалидностью в обществе, которые чаще других сталкиваются с социальными барьерами, не позволяющими им полноценно жить в обществе, дружить, играть и учиться с сверстниками. В связи с этим, родители часто ограничивают себя и своих детей в общении, избегают новых знакомств, что негативно сказывается на их психоэмоциональном состоянии и психологическом здоровье. Социальная среда таких детей ограничена семейным кругом, поэтому детям очень часто трудно социально адаптироваться в обществе. Ребёнок не способен к коммуникации, самообслуживанию, требует постоянного ухода.
Как уже повелось, даже нормотипичных детей делят на талантливых и бесталанных, способных к овладению различных видов искусств и неспособных. Талантливым детям рады в Школах искусств, в разнообразных внешкольных образовательных учреждениях, в учреждениях культуры и искусства, а вот тем детям, у которых нарушена координация голоса и слуха, у которых нет ярко выраженных способностей к художеству или сценическому мастерству-достаточно редко удается приобщиться к обучению различным видам искусства. А о детях-инвалидах даже и говорить нечего. В то же время музыкальное развитие, с научно-медицинской точки зрения, оказывает поистине уникальное воздействие на организм детей с ОВЗ, музыка и вокал, как доказывает в своих научных трудах основатель музыкотерапевтической школы С.В. Шушарджан, оказывает самое сильное и благотворное влияние на организм особого ребёнка и, кроме того, при правильном психолого-педагогическом подходе помогает ему в социализации и интеграции в общество. Однако учреждения культуры не готовы работать с детьми инвалидами. Одной из главных проблем в современном инклюзивном дополнительном образовании (музыкальном, вокальном, творческом) является отсутствие универсальной (в силу невозможности создания таковой в принципе) адаптивной образовательной программы, отвечающей индивидуальным особенностям каждого ребенка с ОВЗ, с инвалидностью. Специалисты, работающие в учреждениях культуры не обучены и не готовы профессионально и психологически работать с детьми–инвалидами, даже с явно одарёнными, не говоря уже об остальных детях. Для большинства семей, имеющих детей с ОВЗ, просто финансово недоступно оплачивать в полной мере весь необходимый комплекс развивающих методик длительное время, в лучшем случае только кратковременные курсы, которые не могут обеспечить в рамках возможностей ребенка полноценное и устойчивое развитие, в результате чего они остаются один на один со своим ребенком, в изоляции с данной проблемой, в лучшем случае пытаясь самостоятельно оказать ему помощь в развитии, социализации или адаптации.

На Всероссийском региональном форуме (г.Сочи 2021 г) по взаимодействию учреждений культуры с социально значимыми учреждениями, занимающимися с детьми–инвалидами, программа курса абилитации и «инклюзивный ансамбль колокольчиков», разработанная и успешно практикующая специалистами/командой в рамках благотворительной программы, был признан одной из лучших практик в России. Программа абилитации учитывает возраст, индивидуальные особенности и категории нарушений детей целевой группы и направлена на достижение личностных результатов в интеллектуальном, творческом развитии, адаптации детей с ОВЗ к условиям детско-взрослой общности, их удовлетворенности собственной деятельностью, их самореализации, повышение их творческой активности, формирование ценностных ориентаций, формирование мотивов к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и педагогами, развитие у них навыков в изложении своих мыслей и взглядов, развитие жизненных, социальных компетенций, развитие социального интереса. Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятий, так же сугубо индивидуальны.